[англ. American Baptist Association], содружество независимых баптистских церквей (см. Баптисты), созданное в 1905 г. под именем Баптистская генеральная ассоциация. В 1924 г., когда к ассоциации присоединились Баптистская миссионерская ассоциация Техаса и Баптистская конвенция Оклахомы, А. б. а. получила совр. название.
А. б. а. ведет свое происхождение от движения «ландмаркистов» (от англ. landmark - межевой знак, ориентир), возникшего в сер. XIX в. среди т. н. южноамер. баптистов. Идеологи движения пасторы Дж. Р. Грейвс и Дж. М. Пендлтон, следуя стиху из Притчей Соломона «Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои» (22. 28), проповедовали возвращение к принципам апостольской Церкви, к «межевым знакам», по к-рым Др. Церковь можно отличить от совр. христ. Церквей, якобы забывших заветы апостольских времен. Пендлтон в работе «Обновление старого ландмаркизма» (An Old Landmark Reset) настаивал на независимости поместных общин, поскольку в НЗ нет указаний на существование «универсальной Церкви».
По мнению ландмаркистов, христиане апостольских времен были баптистами, а их преемниками являлись древние и средневек. христ. секты монтанистов, новациан, донатистов, павликиан, вальденсов, богомилов, альбигойцев и радикальное движение эпохи Реформации - анабаптисты. Отдавая должное усилиям М. Лютера и Ж. Кальвина по реформированию Римско-католич. Церкви, ландмаркисты обвинили их в том, что они принимали участие в преследованиях анабаптистов и поэтому не могут считаться истинными христианами.
Общины, входящие в А. б. а., признают крещение через погружение исключительно взрослых членов общины и не признают крещения, совершенного небаптистами, поэтому представители др. христ. конфессий могут стать членами общины только после принятия нового крещения; к Вечери Господней члены др. христ. конфессий и баптистских церквей, не входящих в А. б. а., не допускаются; не практикуется также и «обмен проповедниками», популярный среди баптистов др. направлений.
Члены общин, входящих в А. б. а., веруют в непогрешимость Свящ. Писания и в его достаточность как руководства в вере и жизни; в Св. Троицу; в то, что сатана - это падший ангел, князь мира сего, враг Бога и человека, обреченный на гибель в конце времен; в девственное рождение Иисуса Христа и в его божественную природу; в то, что страдания и смерть Иисуса Христа имели характер заместительной жертвы, принесенной, однако, лишь за верующих; в телесное воскресение и Второе Пришествие Иисуса Христа перед установлением Его тысячелетнего царства (см. Хилиазм); в воскресение мертвых и Страшный Суд.
А. б. а. считает, что Церковь была основана Иисусом Христом и существует как поместная община, состоящая из верующих, крещенных в соответствии со Свящ. Писанием. Каждая община является независимой и самоуправляющейся. Из степеней служения существуют пасторы и диаконы. Крещение и участие в Вечере Господней считаются необходимыми для спасения.
В кон. XX в. в А. б. а. входило 2 тыс. общин и 300 тыс. членов, в основном это белые американцы. Собрание представителей общин проводится ежегодно. Штаб-квартира находится в г. Тексаркана (шт. Техас). Издается ж. «Миссионерский баптистский маяк».